Что такое веганство и где оно началось? Кто был первым человеком, который назвал себя веганом, и кто были известными вегетарианцами в истории? Даже если терминология довольно недавняя, вы будете удивлены, обнаружив, что одни из самых признанных и известных умов в истории, продвигали и следовали веганской диете, по различным причинам.
Веганство – это практика воздержания от использования продуктов животного происхождения, особенно в рационе питания, а также связанная с этим философия, которая отвергает товарный статус животных. Последователь диеты или философии известен как вегетарианец (Википедия). Вегетарианская диета состоит из овощей, фруктов, круп, орехов, а иногда и яиц или молочных продуктов. Веганская же диета является исключительно растительной диетой. Веганы не едят продукты животного происхождения, включая молочные продукты и яйца. Другими словами, веганы являются вегетарианцами, которые придерживаются только растительной диеты, без исключений из своей философии. Даже если люди по своей природе вегетарианцы, термин веган появился совсем недавно и известен только с 1944 года.
Первое вегетарианское общество было образовано в 1847 году в Англии, а три года спустя преподобный Сильвестр Грэм стал соучредителем Американского вегетарианского общества. В ноябре 1944 года британский плотник по имени Дональд Уотсон объявил, что он собирается создать новый термин под названием «веган», чтобы выделить людей, которые не едят молочные продукты и яйца. То есть, Уотсон считал, что новый термин был необходим, чтобы отличить вегетарианцев от тех, кто идет еще дальше и не потребляет ни один из продуктов животного происхождения.
Задокументированная история веганской диеты начинается с первых вегетарианцев, известных как пифагорийцы, до середины 19-го века, после греческого философа и математика Пифагора, который еще в 500 г. до н.э. пропагандировал доброжелательность среди всех видов, включая людей. Многие считают Пифагора «отцом вегетарианства».
В своем стихотворении «Метаморфозы» Овидий описал страстные призывы Пифагора к людям отказаться от жертвоприношения животных и воздерживаться от употребления плоти: «Увы, какое бесчестие втягивать плоть в нашу собственную плоть, откармливать наши жадные тела, забивая другими телами, чтобы одно живое существо питалось смертью другого!»
Пифагор также считал, что «До тех пор, пока люди будут массово продолжать убивать животных, они будут убивать друг друга. Тот, кто сеет семена убийства и боли, не пожнет радость и любовь.».
Другим вегетарианцем был греческий философ Плутарх (46-й- 120 г. н.э.). В своем эссе «О поедании плоти» он заявил, что пищеварительная система человека не может справиться с плотью и, что у людей нет когтей и клыков, необходимых для удовлетворения хищного аппетита. В «Моралии» он написал: «Ради небольшого кусочка плоти, мы лишаем их душу солнца и света, а также той части жизни и времени, которая положена им по их существу, которая дана была им, чтобы жить и наслаждаться.»
Греческий философ Порфирий (234 — 305 г. н.с.), который также принял вегетарианскую диету, отметил: «Тот, кто воздерживается от причинения вреда живому, будет куда более осторожен, дабы не причинить вреда представителям своего вида. Тот же, кто любит собратьев своих, не несёт ненависти к другим видам живых существ.» («Отказ от мясной пищи»)
Последователи буддизма, индуизма и джайнизма также имели важное место в истории веганской диеты, утверждая, что люди не должны причинять боль другим животным. «Мясо есть, я никому не разрешал». (Ланкаватара)
«Монахи, непрофессиональные последователи, не должны заниматься пятью видами бизнеса. Какими пятью? Бизнес с оружием, бизнес с людьми, бизнес с мясом, бизнес с наркотиками и бизнес с ядом». (Гаутама Будда, «Ангуттара-никая»)
«Если кто-то не будет есть мясо по какой-либо причине, он перестанет быть разрушителем жизни». (Гаутама Будда, Ланкаватара сутра)
«Я думаю, что основная природа человеческого существования- быть вегетарианцами — приложить все возможные усилия, чтобы не навредить другим живым существам. Если мы применим наш интеллект, то мы сможем создать здоровую программу питания. Прежде всего, очень опасно игнорировать страдания любого живого существа». (14 Далай-лама, Тензин Гьяцо)
На протяжении всей истории, были и другие выдающиеся личности, которые поддерживали вегетарианскую и / или веганскую диету и боролись с жестоким обращением с животными.
Леонардо да Винчи (1452-1519, итальянский ученый, живописец, скульптор) — считается первым великим вегетарианцем современной западной цивилизации. Он был борцом за права животных и вегетарианцем по этическим соображениям. Его любовь к животным была настолько велика, что он даже покупал птиц в клетках и домашних животных, которые были выставлены на продажу для производства продуктов питания в Италии, просто чтобы освободить их. Как упоминается в романе Мережковского о Леонардо да Винчи, он чувствовал, что придет время, когда на убийство животных будут смотреть так же, как на убийство человека.
«Поистине человек царь зверей, ибо его жестокость превосходит их. Мы живем смертью других. Мы могильники! С раннего возраста я отрекся от употребления мяса»
«Если вы, как вы описали себя царь зверей- было бы лучше для вас, называть себя царем скота, пока что вы величайший из всех!!! – почему вы не помогаете им, чтобы вскоре они могли дать вам своё потомство, чтобы удовлетворить ваше нёбо, ради этого вы пытаетесь сделать из себя кладбище для всех животных «. (Записная книжка Леонардо)
Сэр Исаак Ньютон (1642-1727) был английским математиком, физиком, астрономом, теологом и писателем, широко признанным одним из самых влиятельных ученых всех времен и ключевой фигурой в научной революции. (Википедия). Ньютон был вегетарианцем и любителем животных и даже изобрел дверцы для кошек — специальные двери или створки, которые позволяют кошкам входить и выходить из дома (Ryder, 1998, стр. 15).
«Ему было страшно поверить, что животные обладают способностью чувствовать и в то же время подвергаются страданиям. В этом отношении его мораль соответствовала его философии. Он принял, но только отвращение, к варварскому обычаю поддерживать себя кровью и плотью существ, подобных нам, которых мы ласкаем, и он никогда не позволял в своем собственном доме казнить их медленными и изощренными способами убийства ради того, чтобы сделать еду более вкусной. Это сострадание, которое он испытывал ко всем другим животным, привело к истинному милосердию к людям. По правде говоря, без человечности, добродетели, объединяющей всех добродетелей, имя философа было бы мало заслуженным». (Вольтер, Элементы философии Ньютона, 1741)
Вольтер (1694–1778), французский писатель эпохи Просвещения, историк и философ, также был вегетарианцем, даже если никогда не называл себя таковым, вероятно, потому, что в то время этот термин не использовался.
В «Философском словаре» он пишет: «Как жаль и какая бедность ума говорить, что животные — это машины, лишенные понимания и чувств. . . «
«Люди, питающиеся резней и пьющие крепкие напитки, имеют отравленную и едкую кровь, которая сводит их с ума сотнями различных способов».
Жан-Жак Руссо (1712-1778, французский философ). Работы Руссо, хотя и не были последовательным трезвенником, оказали сильное влияние на будущие диетические движения и историю веганов.
“ Все дикари жестоки, но причина этому не в их нравах, а в пище. Они идут на войну как на охоту, и относятся к людям как к медведям.”
Во-первых, он считал вегетарианство идеальной диетой для людей и утверждал, что дети от рождения отдают предпочтение вегетарианской, а не мясной пище. Например, в «Эмиле» он упомянул: “Как на одно из доказательств того, что мясная пища несвойственна человеку, можно указать на равнодушие к ней детей и на предпочтение, которое они всегда оказывают овощам, молочным блюдам, печеньям, фруктам и т.п. Чрезвычайно важно не искажать природного вкуса и не делать детей плотоядными, если не ради их здоровья, то хотя бы ради их характера, потому что, чем бы это ни объяснялось, а достоверно, что большие охотники до мяса вообще бывают людьми жестокосердными.”
“Животные, которых вы едите, не те, которые пожирают других; вы не едите хищных зверей, но вы берете с них пример. Вы жаждете только милых и нежных созданий, которые никому не причиняют вреда, которые следуют за вами, служат вам и пожираются вами в награду за свою службу”.
Перси Биши Шелли (1792 — 1822, британский писатель)
Его работа «Оправдание естественной диеты», опубликованная в 1813 году, представляет собой яркую защиту вегетарианства по этическим, медицинским и экологическим причинам. Он заявил: » Только смягчая и маскируя мертвую плоть кулинарными препаратами, она становится восприимчивой к пережевыванию или перевариванию, и вид ее кровавых соков и красного ужаса не вызывает невыносимого отвращения и омерзения. «.
Махатма Ганди (1869 — 1948, индийский националистический лидер, индуист) стал преданным вегетарианцем по своему осознанному выбору в молодости и написал пять томов об этом, сыграв значительную роль в истории веганской диеты. Прежде всего, он утверждал, что люди не являются плотоядными животными, а мясо не является подходящим продуктом для нашего физиологического состояния.
В своей работе «Моральные основы вегетарианства» он утверждал: «О величии нации и ее моральном прогрессе можно судить по тому, как она обращается с животными».
Более того, он был очень ярым противником вивисекции, называя ее «самым черным из всех черных преступлений, которые человек совершает в настоящее время против Бога и Его прекрасного творения».
Чарльз Дарвин (1809 — 1882, биолог, известный прежде всего своей теорией эволюции)
В исследовании Дарвина, представленном в 1858 году «О происхождении видов путем естественного отбора или о сохранении благоприятных рас в борьбе за жизнь», он пришел к выводу: «Нет фундаментальной разницы между человеком и высшими животными в их умственных способностях … Поэтому низшие животные, так же как люди, явно испытывают удовольствие и боль, счастье и несчастье».
«Любовь ко всему живому — самый благородный атрибут человека».
Альберт Эйнштейн (1879 — 1955, ученый, философ)
«Я считаю, что вегетарианская диета, хотя бы благодаря ее чисто физическому воздействию на человеческий темперамент, должна в высшей степени благотворно сказаться на судьбе человечества. Ничто не принесет такой пользы человеческому здоровью и не увеличит шансы сохранения жизни на Земле, как распространение вегетарианства».
Никола Тесла (1857-1943, сербско-американский изобретатель, инженер-электрик, механик и футурист)
«С течением десятилетий Тесла отказался от мясной диеты. Он полностью исключил и заменил мясо на рыбу, всегда вареную. Позже он полностью исключил рыбу и сел на вегетарианскую диету. Молоко было его резервным, а к концу жизни оно стало основным продуктом питания, подаваемым теплым «. (Жизнь Николы Теслы Джона Дж. О’Нила (1944)).
» То, что мы можем существовать на растительном рационе, работать и даже преуспевать — не просто теория, а хорошо продемонстрированный факт. Представители множества народов, живущих практически на одной растительной пище, обладают превосходным телосложением и силой.».
Джордж Бернард Шоу (1865 — 1950; Британский драматург и критик)
Джордж Бернард Шоу был одним из самых известных вегетарианцев в истории. Большую часть своей жизни он был вегетарианцем по диетическим и эстетическим причинам. Он также утверждал, что существует связь между насилием по отношению к животным и людьми, идущими на войну. Например, одна из его самых известных цитат: «Животные — мои друзья, и я не ем своих друзей».
Марк Твен (1835-1910, американский писатель, юморист, предприниматель, издатель и преподаватель)
«Меня не интересует производит ли вивисекция результаты, полезные для человеческого рода, или нет. Даже если да, то это не изменит моего враждебного отношения к ней. Та боль, которую вивисекция причиняет невинным животным, для меня решает все».
Лев Толстой (1828 — 1910, русский общественный критик и прозаик)
Он стал вегетарианцем после посещения бойни. Переход на растительную диету был постепенным.
«Поедание плоти просто аморально, поскольку оно включает в себя действие, противоречащее нравственному чувству: Убивая животных ради пропитания, человек подавляет в себе высшие духовные чувства — сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему- и, переступая через себя, ожесточает свое сердце.».
Он также отметил: «Пока есть бойни, будут поля сражений».
» Мое мнение о вивисекции то, что если люди считают, что они имеют право отнимать или подвергать опасности жизнь живых существ ради своего блага, то конца не будет их жестокостям.».
Томас Альва Эдисон (1847-1937)
«Во время недавней болезни, господин Томас Альва Эдисон, известный изобретатель, отказался от мяса и полностью перешел на вегетарианство. Мистер Эдисон был настолько доволен изменениями после диеты, что теперь, когда он полностью восстановил свое здоровье, он продолжает отказываться от мяса, во всех его формах». (Из журнала Vegetarian Messenger (журнал Вегетарианского общества Великобритании), июнь 1908 г.)
Франц Кафка (1883 — 1924 немецкоязычный писатель, чех)
Кафка был привлечен к вегетарианству по причинам здоровья и этическим соображениям, интересовался преимуществами сыроедения и принимал участие в мероприятиях по борьбе с вивисекцией. Более того, наблюдая за рыбками в аквариуме, он сказал: «Теперь я могу смотреть на вас спокойно, я вас больше не ем.».
Певец Исаак Башевис-Зингер (1904 — 1991, автор идиша, лауреат Нобелевской премии)
Он был вегетарианцем в течение последних 35 лет, по этическим соображениям. Самое главное, Зингер был известен своими высказываниями о том, что вегетарианец по состоянию здоровья соответствует здоровью курицы.
«Как мы можем говорить о праве и справедливости, если мы берем невинное существо и проливаем его кровь»